Лариса Виноградова (laralelya) wrote,
Лариса Виноградова
laralelya

Categories:

Тверь. Железнодорожный мост

Долгонько (кажется, с осени - да, Галина gal_an?) собиралась я до этого моста над Волгой добраться и его сфотографировать.
Ну да по весне он всяко краше смотрится :-)

DSC08411.JPG

Мосту в этом году 165 лет. Построен он на магистрали Санкт-Петербург - Москва.
Проход по мосту запрещен (на снимке видно, что подступ к нему с правого берега - со стороны города - перекрыт).
Об истории моста прекрасно написал коллега. Если кому интересно, рассказ под катом.



Мост Журавского и Белелюбского
...Мост в Твери, точнее, близ Твери, по старому делению, на 449-­й версте дороги (Тверь считалась на 452-­й версте) появился в связи с прокладкой железной дороги и был завершен к 1849 году, а в 1850 году – открыт.
Как и все мосты на тогдашней «чугунке», он был деревянным, на гранитных быках. Не стоит думать, что дерево использовалось исключительно по бедности. Из дерева умели тогда строить лучше, чем из железа. Кроме того, у инженеров просто не было опыта, чтобы с успехом использовать железные конструкции. Деревянные же мосты доказали свою эффективность. Построенные по «американской» системе, или «системе Гау», переработанной и усовершенствованной великим русским инженером Д.И. Журавским, они были сооружены из перекрещивающихся балок. Мосты Дмитрия Журавского (их была построена на дороге почти сотня) простояли целых тридцать лет, хотя им отводили вдвое меньший срок.
Но рано или поздно находившееся в жестких условиях эксплуатации дерево должно было сгнить. Оценка комиссии Главного общества российских железных дорог показала, что к середине 1880­х годов уже до 15% балок моста оказались гнилыми, мост опасно раскачивался. Поэтому в рамках начавшегося в 1870 году постепенного процесса смены деревянных мостов на Николаевской дороге на железные тверской мост был реконструирован.
Строителем моста стал знаменитый русский инженер, профессор Института путей сообщения в Петербурге Николай Аполлонович Белелюбский (1845–1922). Ни одно крупное строительство мостов в Российской империи на протяжении более пятидесяти лет – с 1870 по 1922 год – не обходилось без его участия. Исключительные заслуги Николая Белелюбского были оценены многочисленными званиями и наградами. В советское время в 1958 году в Петербурге на Новодевичьем кладбище было восстановлено его надгробие.
Тверской мост стал одним из последних больших деревянных мостов, реконструированных на Николаевской дороге. Работы на нем начались осенью 1885 года. К тому времени мастерство русских мостостроителей достигло очень высокого уровня. Новый мост строили, не прерывая движения по магистрали, – еще одна разработка Н.А. Белелюбского. Вообще, современники говорили, что Николай Аполлонович не человек, а целое министерство, а то и два…
Фермы нового волжского моста собирались на Путиловском заводе в 1886 и 1887 годах. 14 марта 1887 года по реконструированному мосту были пущены поезда. Полная стоимость работ составила значительную сумму в 374435 рублей.
Надо сказать, что Белелюбский подходил к строительству мостов очень ответственно и с большой заботой об эстетике. В 1905 году он был избран членом Академии художеств. В этой связи про него сохранился такой анекдот (в передаче А.Б. Вульфова, из книги «Повседневная жизнь российских железных дорог». М., 2007. С. 94):
«Шел балет.
– Ника, что вы там рисуете? – Веер небрежно коснулся руки, в которой он держал записную книжку. Странички ее пестрели схемами опор и пролетных строений. – Как не стыдно! – шепнула она. – Балет… и наброски частей мостов… Право, Ника, вы одержимы…
– Нисколько, дорогая, – ответил он, улыбаясь. – Вы и музыка волнуете меня, а мосты, как и балет, изящны и возвышенны.
Так, шутя, ответил своей невесте молодой инженер путей сообщения Николай Аполлонович Белелюбский».
В проекте моста через Волгу Н.А. Белелюбским впервые было применено свободное опирание поперечных балок на балансиры. Модель этого шарнирного опирания поперечных балок была удостоена медали на Эдинбургской выставке в 1896 году. А сам мост заслуженно вошел в первые путеводители по Твери и неоднократно изображался на фотооткрытках.
К сожалению, от того моста сохранились сейчас только мостовые опоры да прежний силуэт. Сами металлические конструкции появились уже после вой­ны в ходе масштабных восстановительных работ, которые велись после разрушения моста в ходе боев в 1941 году. Мост предполагали взорвать при отступлении Красной Армии из Калинина, но сделать этого не успели – 14 октября 1941 года он достался немцам целым. Это позволило немецко­фашистскому командованию переправить на левый берег Волги значительные силы 3­й танковой группы и наращивать наступление на Торжок. За овладение этим мостом больше недели шли ожесточенные бои, а к разрушению его были привлечены силы бомбардировочной авиации – 421­-й ДБАП (дальне­бомбардировочный авиаполк). Нашим бомбардировщикам приходилось преодолевать мощное зенитное прикрытие. Налеты продолжались с 13 по 20 октября 1941 года, полк потерял несколько бомбардировщиков и экипажей, мост был поврежден, но полностью вывести его из строя тогда не удалось…
Современный железнодорожный мост в Твери остается одним из самых красивых в городе, хотя его, к сожалению, сравнительно мало знают горожане. Это совершенно несправедливо. И пусть мост Журавского – Белелюбского и не сохранился до наших дней в своем первозданном виде, он остается старейшим постоянным мостом через Волгу в Твери.
Павел ИВАНОВ, "Тверские ведомости"
Источник

Tags: Тверские ведомости, Тверь, памятники
Subscribe
promo laralelya april 29, 2014 09:00 242
Buy for 10 tokens
...Буду слушать, как дождь утихает, Окна - настежь, и - двери. А там... Я тетрадь со своими стихами На кораблики детям отдам. Этим стихотворением завершается последний изданный сборник стихотворений Галины Безруковой "Ничейная птица" (2010). Посмотреть на Яндекс.Фотках ЗДЕСЬ -…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments